ЗАМЕТКИ ИЗ ЯНВАРСКОЙ СУПЕРВИЗИИ
Вчера прошла первая супервизия нашей программы «Сфокусированная на Отношениях Терапия Травмы» (Октябрь, 2020). Спасибо всем, кто участвовал, кто задавал вопросы и тому, кто предоставлял случай.
Основные обсуждаемые вопросы:
- Важность работы с дыханием:
- Оценка терапевтом особенностей дыхания клиента.
- Использование дыхательных упражнений сидя и во время ходьбы.
- Оценка эффекта дыхательных упражнений до и после упражнения.
- Понимание параллельных процессов в терапии:
- Принятие поддержки, сложности.
- Как мы можем содействовать этому процессу.
- Работа из отзеркаливания позы клиента.
- Работа с грустью и беспомощностью.
Дополнительный теоретический материал
ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ Мереты Холм Брентбьерг «Расширяя карту. Сфокусированная на отношениях терапия травмы. Психомоторный и системно-ориентированный подход.» Выйдет скоро электронная книга.
Merete Holm Brantbjerg. «Widening the map — Relational Traumatherapy, a psychomotor and systems-oriented approach.»
Крик привязанности описан в списке реакций выживания, которые можно наблюдать у диссоцированных ЭЛ (Эмоциональных Личностей), вынужденных контейнировать диссоциативные реакции (Jørgensen, 2009; Ogden et al, 2006).
Полный список Ogden, основанный на Nijenhuis, E.R.S., Boer, J.A. выглядит так:
- Напасть
- Убежать
- Крик привязанности
- Замирание
- Подчинение
Вдохновение идущее, как от работ Pat Ogden, так и от работ Jaak Panksepp (1998, 2012) ведет нас к тому, чтобы добавить в наш список реакций выживания крик привязанности. Panksepp выделяет семь базовых эмоциональных систем – ПОИСК, ЯРОСТЬ, СТРАХ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ЗАБОТА, ПАНИКА И ИГРА. Он обозначает их большими буквами, чтобы отделить от эмоциональных состояний, находящихся на сознательном уровне.
Важным для нас стало понимание реакций выживания Panksepp, который разделял 2 типа тревоги — тревогу, основанную на СТРАХЕ, как реакции на опасность и ПАНИКЕ, как реакции на потерю контакта. С выделением и включением системы ЗАБОТЫ, реакции на привязанность и потерю привязанности выходят на первый план.
Первоначальный список, был сфокусирован на реакциях напасть, убежать и замереть, не включал эти аспекты, вероятно потому что большинство исследований травмы основаны на схеме хищник/добыча, и огромном количестве исследований травмы и стресса, сфокусированных на мужчинах, ветеранах войны и похожих.
Крик сепарации выражает непереносимую боль потери и расположен выше по шкале возбуждения, скорее всего на переходе между 2-й и 3-й степенью стресса, как переход между организованными реакциями выживания и дезорганизованными.
ЗАМЕТКИ ИЗ ФЕВРАЛЬСКОЙ СУПЕРВИЗИИ
Была очень интересная супервизия, о сложном клиенте, с клиническим диагнозом шизофрении. И о тех сложностях, которые испытывает терапевт в работе с таким клиентом.
Привожу ниже часть перевода, высланного всем на электронную почту. Думаю понимание и использование этой шкалы будет полезно всем в работе с клиентами любой сложности.
По исследования Lysaker, P.H. and Buck, K.D
MAS – школа оценки метакогниций
1 шаг. Осознавать своё собственное сознание – признание клиентом, что у него есть психические функции.
2 шаг. Клиент в состоянии видеть, что у него есть свои собственные идеи.
3 шаг. Клиент в состоянии различать и дифференцировать когнитивный операции: воспоминания, представления, фантазирование, сновидения, желания, прогнозы и мышление.
4 шаг. Определять и различают свои эмоциональные состояния.
5 шаг. Клиент признает, что его идеи о нём самом и о мире ошибочны.
6 шаг. Способность признавать ограничивающие влияние, которое ожидания мысли и желания накладывают на реальность.
7 шаг. Клиент может признавать, что его поведение может определяться/ находиться под влиянием специфического когнитивного и эмоционального функционирования и видеть влияние межличностных отношений.
8 шаг. Клиент демонстрирует способность конструировать полное описание своего психического состояния и/или межличностных процессов, в которые он вовлечен, различать когнитивные и/или эмоциональные элементы.
9 шаг. Метакогниции о самом себе призывают клиента интегрировать различные аспекты своего когнитивного и/или эмоционального функционирования, в связанные и сложные нарративы.
Можно увидеть, что каждый последующий шаг включает более сложные действия. Например, для того чтобы осмысленно связать поведение с мыслями и чувствами, клиенту необходимо идентифицировать свои собственные чувства, знать, что мысли могут быть ошибочными и осознавать, что желание не тоже самое, что реальность.
Например, один из клиентов может иметь проблемы с признанием мыслей и поведения, как своего собственного. Когда он описывает, как он принял решение обратиться в клинику, остается не ясным, что же он думал и даже, что привело его к этим мыслям. Этот клиент определённо имеет способность к первому шагу, осознавать свое собственное сознание (mind), что у него есть психические функции. И он не может определиться c источником своих мыслей и чувств, следовательно у него есть проблемы со вторым шагом, признанием мыслей, как своих собственных.
Другой клиент, например, ясно может описать, почему он пришел в клинику и как он принял такое решение. Он был раздражен на предыдущего терапевта, которого он чувствовал, как не постоянного. Здесь мы видим, что клиент справляется с тремя первыми шагами, и затрудняется с четвёртым, невозможностью определить, то что он чувствует.
В процессе психотерапии можно натренировать способность к мета-когнициям.
Определённо, для этого психотерапия должна начинаться с развития терапевтического альянса (Norcross, 2002). Работая со вторым клиентом, терапевт не должен его прерывать, призывая к осознанию эмоций. Терапевту следует не говорить «вы злитесь», потому что клиенту не хватает способности осознавать внутреннее состояние, избегать спорить о содержании бреда, потому что клиент не может признать свои мысли ошибочными. Но то, что терапевт может предложить вместо этого, это с интересом и уважением относится к имеющимся материалу и давать комментарии о качестве мыслей клиента, то что он на своей третьей стадии может понять.
Понимание на каком шаге шкалы находится клиент помогает планировать психотерапевтический процесс. Психотерапия развивает\тренирует способность к метакогнициям, а шкала оценки метакогниций помогает оценивать результаты психотерапии по продвижению по шагам шкалы.