Интервью с Колбьерн Ваардаль о методе "Терапия Травмы Отношений".

 

,Мы выделяем три перспективы или подхода, и считаем их очень ценными при работе с травмой, нейроцентрический, психомоторный и системный. Основной фокус в использовании этих подходов это  практичность, возможность легко использовать их на практике. Каждый подход или перспектива имеет много различных инструментов, которые можно использовать в работе с группами и с индивидуальными клиентами.

Отрывок из статьи Мерете Брантбьерг "От реактивности вегетативной нервной системы к эмпатическому резонансу в психотерапии: взаимная регуляция посттравматического стресса (ПТС) – чего это стоит терапевту?"

Реакции из ВНС, регулирующие основные реакции выживания, являются глубоко невербальными (Schore, 2015). Они не управляются корой мозга, которая ответственна за такие когнитивные навыки, как мышление, восприятие и понимание языка. В реальности они регулируются быстрой связью между стволом мозга и лимбической системой (Siegel & Hartzell, 2013).

Вегетативная реактивность означает, что мы несвободны в выборе нашей реакции на состояния возбуждения у других, как видимые, так и невидимые. Термин «возбуждение» используется для того, чтобы в общем обозначить активацию ВНС и более специфично назвать повышение активности в симпатической нервной системе как мобилизацию к действию. Этот термин также используется собирательно, чтобы описать повышающуюся активность как в симпатической, так и парасимпатической нервной системе, включая состояния гипервозбуждения и гиповозбуждения.

 

Отрывок из статьи Мерете Брантбьерг "От реактивности вегетативной нервной системы к эмпатическому резонансу в психотерапии: взаимная регуляция посттравматического стресса (ПТС) – чего это стоит терапевту?"

Однако способность называть состояние необязательно означает, что я способна справиться с ним. Следующий шаг – использовать навыки регуляции. Способность к саморегуляции развивается в отношениях.  Мы приходим в жизнь без навыков саморегуляции, завися от контакта с фигурой привязанности, которая через свою способность к саморегуляции и эмпатическому резонансу принимает участие в нашей регуляции эмоций и состояний возбуждения (Schore, 2015; Siegel & Hartzell, 2013; Stern, 1985).

Отрывок из статьи Мерете Брантбьерг "От реактивности вегетативной нервной системы к эмпатическому резонансу в психотерапии: взаимная регуляция посттравматического стресса (ПТС) – чего это стоит терапевту?"

Потребность во взаимодействии с другими в состояниях регуляции возбуждения – это не просто часть раннего детства, это то, что активно всю нашу жизнь и особенно сильно активизируется, когда мы соприкасаемся с травмой. Регуляция возбуждения в контакте может происходить тогда, когда минимум два человека осознают присутствие состояния гипервозбуждения и необходимость его регуляции.

Отрывок из статьи Мерете Брантбьерг "От реактивности вегетативной нервной системы к эмпатическому резонансу в психотерапии: взаимная регуляция посттравматического стресса (ПТС) – чего это стоит терапевту?"

Клиентка быстро и громко говорит о конфликте между ней и ее мужем. Она не называет свои эмоциональные реакции; ее внимание сосредоточено на том, что произошло, и на обвинении его. Мое тело реагирует на ее повышенное возбуждение (Это злость? Тревога? Или что-то другое?). У меня учащается сердцебиение, сердце громко стучит, потеют руки, и я замечаю, что сильнее концентрируюсь на визуальных сигналах тревоги.

Отрывок из статьи "Аспект отношений в терапии травмы отношений" из книги "Расширяя карту. Терапия Травмы Отношений. Психомоторный и системно-центрированный подход"

Невербальный обмен характеризуется продолжающимся сдвигом между тем, кто ведет, а кто следует. Мое тело 􏰂слушает􏰃; я настраиваюсь, следую за потоком другого, наблюдаю за его движениями и чувствую его состояния. Я обращаю внимание на эту информацию, а затем превращаю ее в действие, которое может быть как вербальным, так и невербальным. Я снова принимаю роль ведомого и снова возвращаюсь к роли лидера и т. д. То же самое происходит и с участниками, 􏰒я говорю об этом, основываясь на собственном опыте участия в подобных сессиях и на моей интерпретации того, что происходит внутри участников, когда я преподаю􏰓. Участники переключаются между неосознанным слушанием слов, сбором невербальной коммуникации фасилитатора, выполнением чего-то физического, думанием, снова слушанием и т. д. Причем каждый участник расставляет приоритеты по-своему.