Описание случая работы с клиентом 1.

Случай первый

Клиентка быстро и громко говорит о конфликте между ней и ее мужем. Она не называет свои эмоциональные реакции; ее внимание сосредоточено на том, что произошло, и на обвинении его. Мое тело реагирует на ее повышенное возбуждение (Это злость? Тревога? Или что-то другое?). У меня учащается сердцебиение, сердце громко стучит, потеют руки, и я замечаю, что сильнее концентрируюсь на визуальных сигналах тревоги.

 

Мои бессознательные реакции на эту ситуацию могут быть: я чувствую давление; мне не нравится то, как клиентка говорит; я, фокусируясь на ее защитном осуждающем поведении, противоборствую ему. В таком состоянии я плохо осознаю, что реагирую атакой на лежащую под всем этим тревогу женщины. Когда я вступаю в конфронтацию с осуждающими защитными реакциями клиентки, я избегаю того, чтобы исследовать, какое состояние возбуждения сейчас включено. Страх? Ярость? И я также избегаю того, чтобы участвовать в регуляция состояния.

Даем название состояниям возбуждения. Я регистрирую, как мое тело реагирует на гипервозбуждение клиентки. У себя отмечаю повышенный пульс, сердцебиение, потные ладони, повышенную способность считывать визуальные сигналы тревоги. Испытываю острое желание остановить клиентку, атакуя ее (это зов в роль насильника). Решаю замедлиться. Почувствую мои ступни на полу. Я контактирую с моей точкой физического баланса. Замечаю, как я сижу на стуле. Замечаю, как передняя сторона тела дистанцируется. Я собираю свою осознанность на поверхности передней стороны тела. Всё это происходит мгновенно, вместе с переживанием. Мое тело знает эти навыки и быстро находит доступ к ним, если я позволяю ему. Мне любопытно, на какое состояние я так отреагировала. Ощущаю тревогу и в некоторой степени злость. Уровень тревоги высок. Теперь я попробую выбрать, как обратиться к клиентке с помощью слов. Мне сейчас любопытно ее состояние (эмпатический резонанс).

Какое значение имеет при этом способность к совместной регуляции возбуждения? Я замечаю телесные реакции на гипервозбуждение клиентки и использую свои телесные навыки, чтобы отрегулировать интенсивность. Таким образом я успокаиваюсь, хотя все еще чувствую повышенное возбуждение. Вижу, что у меня нет ясного ощущения того, что принадлежит мне, а что принадлежит клиентке. Границы между нами размыты. Передняя сторона моего тела дистанцирована (гипореакция). Как только добавляю энергии в переднюю часть тела, начинаю ощущать ясное различие между тем, что мое, а что – этой женщины передо мной. Я вижу её глаза, я понимаю, как она тревожится, и ощущаю эмпатию. Я замечаю, как мы обе находимся под влиянием повышенного возбуждения, и, следовательно, мы в этом состоянии по одну сторону – мы вместе. Я готова позвать ее за собой, предложить стать «более осознанной» и работать с естественным импульсом бежать, который, вероятнее всего, присутствует внутри ее тревоги.

Из книги Мереты Брантбьерг «Расширяя карту. Терапия Травмы Отношений.»